Психология ребенка - Эти загадочные малыши - А у меня дома сто таких машинок!
Психология ребенка - Эти загадочные малыши

А у меня дома сто таких машинок!

Витя любит приврать. Я и другие дети часто уличали его во лжи. То скажет, что мама не сможет за ним прийти из-за занятости на работе, а та приходит как ни в чем не бывало, то рассказывает детям, что ел арбуз весом в 500 килограммов. Все выглядит вполне невинно, но нельзя же поощрять такую черту в ребенке!

К Кате в гости заходит соседский мальчик Никита. Вот уж врунишка растет. Мой брат подарил Танюше набор немецких машинок. Она, видимо, решила похвастаться ими. А Никита заявляет: «Подумаешь, у меня дома сто таких машинок есть!». Я не его мать, наказывать не могу. Но стоит ли продолжать такое знакомство? От него и Татьяна врать научится.

В приведенных примерах речь идет о лжи как способе поддержания своего престижа в глазах окружающих. Есть люди, которые любят похвастаться своими достижениями и преимуществами перед другими. А если реальных оснований для хвастовства нет, то человек прибегает к приему, который поэт описал такими словами: «приукрашают сотней врак одну сомнительную правду». Так действовал гоголевский Хлестаков, так поступали многие герои авантюрных романов. Ребенок делает это ради сохранения личного достоинства и принятой на себя социальной роли.

Не только мы, но и наши дети уже в возрасте четырех-пяти лет не хотят быть хуже окружающих сверстников. Социальная неоднородность современного общества может стать причиной появления специфических детских фантазий. Кто из девчонок не мечтал стать принцессой, кто из мальчишек не хотел походить на самого сильного и ловкого парнишку во дворе! Зависть к чужому материальному достатку, социальному признанию и популярности других людей может годами лелеяться взрослыми в тайне от самих себя. Дошкольники требуют либо справедливого раздела, либо восстанавливают справедливость при помощи кулаков и все той же лжи.

Такую ложь можно назвать героической в том смысле, что она позволяет детям выглядеть лучше в глазах окружающих, да и в своих собственных тоже. Она немного сродни бахвальству. Ведь в момент, когда мальчик заявляет воспитательнице, что мама не придет забирать его из садика, он доказывает себе и окружающим свою взрослость и способность обойтись без материнской опеки. Дорогу домой он знает, и, если воспитательница поверит ему, он сможет пойти домой один, на зависть другим ребятам. Выяснение причин такой лжи, публичные разносы и разбирательства не позволят хотя бы на шаг приблизиться к истине. Взрослые в этом случае не услышат никаких вразумительных объяснений, а маленький человек приобретет горький опыт непонимания своих чувств даже самыми умными и Уважаемыми им людьми. Он испытает лишь горькую обиду и разочарование.

Способности дошкольников ко лжи еще не настолько развиты, чтобы они могли «городить» одну ложь на Другую, они еще не научились придумывать все более и более изощренную ложь только ради того, чтобы оправдаться за предыдущую. Стремление же взрослых вывести маленьких врунишек «на чистую воду» может способствовать созданию благоприятных условий для формирования этих умений.

Героические фантазии высоко ценятся в среде дошкольников и младших школьников. Тот, кто сейчас умеет это делать, обещает в скором будущем стать ребячьим заводилой и выдумщиком. С такими детьми не бывает скучно, с ними всегда интересно, страшно и весело. Сверстники тянутся к ним. И никакие запреты и нарекания взрослых не могут удержать их от этого. Если же за запретами последуют наказания, то они лишь породят у детей еще один вид лжи – лжи во спасение.

Поскольку героическая ложь, о которой пока идет речь, поддерживает социальный статус ребенка, она имеет и еще одно назначение — выполняет психотерапевтическую функцию. Если малыш чего-то сильно желает, но по независящим от него причинам не может это получить, то в присутствии других он может рассказывать о желаемом, как уже о свершившемся факте. А поскольку не могут дошкольники пока очень многого (например, примирить разводящихся родителей, или водить машину, или хотя бы иметь приглянувшуюся дорогую безделушку), то героическая ложь приходит им на помощь. И вот детишки начинают повествовать, что вчера гуляли по парку вместе с палой и мамой, что вчера одни ездили на мотоцикле, что, если они только захотят, им купят сто таких штук и даже больше и прочее, прочее.

Реагировать на подобные заявления надо с большим пониманием. И если малыши могут быть жестокими по отношению друг к другу по неопытности и непониманию, то задача взрослых – объяснить им неправильность их позиции. Необходимости прибегать к подобному виду лжи можно лишь посочувствовать. Ребенок использует героическую ложь лишь в силу желания противостоять обстоятельствам жизни, в которых он вынужденно пребывает.

Если ребенок, будь то мальчик или девочка, часто врет, то прежде всего попытайтесь выяснить причину такого поведения и лишь затем принимайте решение о том, нужны ли какие-либо меры или всё следует оставить так, как есть. Но в любом случае убедитесь, что своими действиями вы не убьете в ребенке веру в людей, в их доброту и понимание.